Банковский сектор: трудности низкой инфляции

Банковский сектор в России в 2017 — 2018 г. сталкивается с крайне неудобным положением для традиционного банковского бизнеса, получения процентных доходов. Это ситуация низкой инфляции и малых процентных ставок, низкой рентабельности в экономике в целом.

Такое положение, правда, ещё более обострённое, свойственно для западных банков, живущих уже несколько лет в условиях практически нулевых, а то и отрицательных ставок.

Ключевая ставка ЦБ России в 2017 г. снизилась с 10% до 7,75%. В 2018 г. тренд продолжился февральским её уменьшением до 7,5%. Вероятно дальнейшее сокращение в течение года до 6,75-7%. Соответственно, падают возможности заработка на кредитовании. Нужно учитывать и то, что остра проблема выживания частного бизнеса в посткризисный период, увеличения доли проблемных предприятий, что также уменьшает возможности кредитных комиссионно-операционных доходов от клиентского обслуживания. Нужно учитывать и жёсткие требования ЦБ в данной сфере.

Интересно сопоставить такие данные ЦБ России. Активы банковского сектора за 2017 г. повысились на 9% с начала 2017 г. В то же время в их составе кредиты экономике поднялись лишь на 6,2%, в том числе кредиты нефинансовым организациям, то есть непосредственно бизнесу — только на 3,7%. А вот кредиты финансовым организациям поднялись на 32,7%, то есть в 3,6 раза выше, чем активы в целом. Портфель ценных бумаг за 2017 г. вырос на 9,7%, прежде всего за счёт повышения на 8,4% вложений в долговые ценные бумаги. В данном секторе — тоже опережение роста активов в целом.

Таким образом, для банков безопаснее и выгоднее совершать операции на финансовом рынке, покупать растущие акции «голубых фишек», стабильные гособлигации.

Темпы роста прибыли в банковской системе в целом нестабильны. За 2017 г. прибыль составила 790 млрд. руб., что на 15% ниже, чем за 2016 г. (930 млрд. руб.), по данным ЦБ России.

Такая ситуация ставит под сомнение и о повышение прибыли в 2018 г. Сакраментальный триллион прибыли, на который два года рассчитывал ЦБ, может быть так и не достигнут. Факторы роста прибыльности — продолжение осторожного роста экономики примерно на 1,5% по ВВП за год, большее внимание операциям с населением как более рентабельных, относительное снижение издержек за счёт большей доли он-лайн операций, дистанционного обслуживания.

Препятствия для повышения прибыли — накопленные в кризис «плохие активы», не дающие дохода, дальнейшее снижение ставок, в том числе по гособлигациям и пр.

Марк Гойхман,

Ведущий аналитик ГК ТелеТрейд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *